Игра с картинками в книжке или журнале
Необходимый инвентарь: любая книга с картинками или детский журнал, карандаш.
Выберите вместе с ребенком любую букву, проговорите ее несколько раз, вспомните, какие слова на эту букву вы знаете.
Затем попросите ребенка найти и обвести (подчеркнуть) эту букву по всей книжной (журнальной) странице.
После этого совместно подсчитайте количество найденных букв.
Поставьте ребенку настоящую оценку.
От игры к игре постепенно усложняйте задания. Например, после поиска отдельных букв, переходите к поиску слогов («до», «ма», «ре»), затем простых слов («он», «они», «я»).
Кто здесь живет?
Вместе с ребенком нарисуйте на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет.
В окошки (иллюминаторы) вставьте карточки с буквами.
Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике. Примеры:
А, Л, И, С, Е, О — лиса, лес, осел.
К, И, Н, О, Т, С, Л — кот, кит, слон, кино.
Слогомяч
Игра закрепляет и развивает навыки разбиения слова на слоги, быстроту
мышления Необходимый инвентарь: мяч.
Игра ть можно и вдвоем, и небольшим коллективом.
Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «рова» и получится слово «корова», к «ли» добавляем «са» и получается «лиса» и т. д.
Важно, чтобы дети соблюдали правила орфографии — делили слова на слоги правильно и произносили их так, как они пишутся: «ко-ро-ва», но не «ка-ро-ва».
Следопыт
Игра npuвuвaem детям навык чтения (знакомство с расположением слов В тексте,
чтение с интонацией)
Эта Игра предназначена для детей 6-7 лет, но начинать
Игра ть в нее можно и сейчас. Взрослый читает текст. Ребенок сидит рядом. Книга
расположена на столе так, чтобы ребенок мог следить
за текстом.
Взрослый читает, проводя по прочитанным словам пальцем, ребенок ведет пальчиком вслед.
Начните читать с небольшой скоростью. Внезапно остановитесь и скажите: «Стоп!».
Попросите ребенка произнести слово, на котором вы остановились.
Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное, — он же только что его слышал! Он делает вид, будто читает его. Вы принимаете правила игры и «удивляетесь». Счет открыт — один : ноль в пользу «следопыта»!
Если вы видите, что ребенку легко следить за вами, ускоряйте темп чтения, старайтесь «замести следы» периодической сменой голоса, интонации или темпа. Угадал ребенок — получил очко, не угадал — получили вы.
Книжный детектив
Необходимый инвентарь: книги с иллюстрациями.
Взрослый загадывает букву, а ребенок ищет в книге картинку на загаданную букву.
Если Игра ют несколько детей, введите элемент соревновательности: выигрывает тот, кто быстрее найдет нужную картинку, или тот, кто найдет большее число нужных картинок.
Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив ребенка, что в задуманном вами слове две буквы «о» (корова).
Сыщики
Игра закрепляет знание алфавита, ребенок
учится соотносить абстрактные буквы
с буквами, Входящими В состав слова
Необходимый инвентарь: карточки с буквами.
Разложите карточки в комнате на разных предметах: диване, подоконнике; прикрепите их к шкафу, стулу, зеркалу и т. д.
Ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены, то есть соответствует ли буква на карточке букве, на которую начинается название этого предмета.
Например, карточка с буквой «к» лежит на диване — это неправильно, она должна висеть на картине.
Усложните игру, заменив карточки с буквами на карточки со слогами.
По пятам
Игра npuвuвaem детям навык чтения
(знакомство с расположением. слов В тексте,
чтение с интонацией). Ребенок учится
реагировать на знаки препинания
Взрослый и ребенок, сидя за столом, читают книгу.
Взрослый читает, а ребенок немного отстает, идет вслед за вами, повторяя все то, что вы только что прочли.
Ребенок не только слышит текст, но и видит его. Неважно, что он не читает по-настоящему, он видит, из чего складываются слова, предложения, какие знаки препинания сопровождают текст. Он запоминает написание слов, может узнать самые простые, учится реагировать на знаки препинания.
Ребенок перестает бояться длинных слов и предложений и старается правильно произносить их.
Хор
Необходимый инвентарь: детские песенники с нотами и с подписанными слогами под каждой нотой.
Организуйте ансамбль, который выступит перед публикой (когда папа или бабушка вернутся с работы).
Начните репетицию: пропойте с ребенком слоги. Начинать лучше с известных ребенку песен, которые он, скорее всего, знает наизусть. Он все равно будет следить за нотами и слогами, поэтому для начала проводите пальцем по пропеваемым частям текста.
В пропевании слогов важно то, что детям приходится тянуть гласные, связывая, таким образом, слоги друг с другом и преодолевая барьер послогового чтения.
Постепенно переходите к более сложным заданиям — пению малознакомых или совершенно неизвестных песен.
Любимая книжка
Необходимый инвентарь: любимая книжка вашего малыша.
Придумайте по книжке разные задания. Например:
подчеркнуть трехбуквенные (четырех-, пяти- и т. д.) слова;
прочитать вместе с вами предложение, выучить его, а затем пропеть его голосом гномика (дракона);
нарисовать иллюстрацию к какому-нибудь тексту или предложению (допустим, шестому от начала истории или страницы);
посчитать, сколько на странице букв «а», одинаковых слов;
найти самое короткое предложение;
подчеркнуть все слова, начинающиеся с большой буквы. (Потом выяснится, что перед одними такими словами есть точка, а перед другими — нет, потому что одни являются именами собственными, а с других начинается предложение.)
В общем, затрите книжку «до дыр». А в следующем месяце замените ее на другую, уже потолще и потруднее. \ Так, обживая книжку за книжкой, ребенок привыкнет ! к тексту и перестанет его бояться.
Художиик-иллюстратор
Игра учит ребенка обращению с книгой,
прививает любовь к книге, развивает
повествовательную речь, воображение, логику
. Прочитайте ребенку стихотворение, небольшой рассказ
или сказку.
Затем дайте задание — подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек. После этого попросите ребенка пересказать фабулу произведения, опираясь на подобранные им рисунки.