Вот и подрос Ваш карапуз. Пора в детский сад. Это важное событие в жизни малыша. Прежде чем готовить ребёнка к детскому саду, подготовьтесь сами, дорогие мамы и папы: познакомьтесь с жизнью детей в детском саду - чем занимаются, каков режим дня и т.п.
Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия, так как меняется режим, характер питания, температура помещения и пр. Своего рода для ребёнка это - стресс. Малыш может изменить поведение, у него нарушается аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых детишек происходит потеря уже имеющихся навыков. Например: дома просится на горшок, о в саду отказывается.Не волнуйтесь, пройдёт неделя-другая и все навыки восстановяться.
Исследования педагогов и медиков показывают, что характер адаптации зависит от возраста. Наиболее трудно приспосабливаются дети в возрасте от 9-10 месяцев до 1 года 8 месяцев - 2 лет. Причина этого - формирование устойчивых привычек у ребёнка, но возможность к их перестройки ещё нет. А вот после 2 лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как нервные процессы более подвижны. Дети уже хоршо понимают речь взрослого, их легче успокоить, занять игрушками и пр.
Однако, надо помнить, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы.
Одни дети, в первые дни пребывания в саду громко плачут, отказываются от еды, не спят, своего рода протестуют. Но проходит два-три дня и ребёнок успакаивается. Другие дети наоборот, внешне ведут себя спокойно, послушно садятся кушать, но едят очень мало, ложатся спать, но весь сонный час лежат с открытыми глазами, а когда за ними приходят родители - с плачем бросаются к ним. Такое внешнее спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию.
Родители, запомните, на характер адаптации ребёнка в детском саду оказывает влияние то, из каких условий малыш пришел в сад, что меняется в условиях его жизни.
Основные трудности, с которыми малыш встречается в саду, это - общение, как со взрослыми, так и с детьми, и навыки и умения в самообслуживании.
Причин трудностей в общении может быть несколько - страх общения, невладение способами и пр. Как помочь ребёнку? Прежде всего научите его играть с другими детьми в совместные игры, например: катание мяча или машинки друг другу. Дети не всегда умеют делиться игрушками, что тоже неблагополучно сказывается на общении. Не спешите обвинять малыша в жадности. Психологи отмечают 3 типа поведения в ответ на просьбу взрослого поделиться. Первый тип - одолжение, когда ребёнок получает свою игрушку назад, после того, как поделился с ней с другим малышом. Второй тип - когда соблюдается очерёдность, например в детском саду. Игрушка здесь не принадлежит ребёнку лично и поэтому необходимо научиться ждать очереди, что бы с ней поиграться. И третий тип, когда ребёнка просто просим отдать что то, например: "Поделись конфетамами". Ребёнок назад их не получает. Не назидайте малыша словами " Не жадничай! Поделись!" Он ещё не знает эти понятия. Лучше научите его просить вещь, благодарить, ждать, когда кто то пользуется общими предметами. Если малыш готов к этому, то проблем в саду у него будет меньше. Кстати, в первые дни посещения желательно, чтобы ребёнок брал с собой в садик любимую игрушку, это поможет ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей.
Знакомте малыша и со взрослыми, учите его общаться не только со своими ровестниками, но и с людьми старшего возраста.
Отсутствие навыков самообслуживания у ребёнка - фактор риска для его здоровья. Привычная потребность ребёнка в своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться, это приведёт к дискомфорту. Малыш будет чувствовать себя заброшенным и ненужным. Зачем эти ненужные отрицательные переживания в детском саду? Поэтому научите своего карапуза одеваться, умываться, поьзоваться туалетом, самостоятельно кушать.
В первые дни посещения детского сада оставляйте малыша на одну прогулку. Потом на час-два. Затем до обеда, постепенно удленняя срок пребывания. Постарайтесь не оставлять воспитателю плачущего ребёнка. кстати, иногда малыш спокойней растаётся с папой, чем с мамой. Поэтому целесообразней первое время отводить ребёнка в детский сад папе.
РОДИТЕЛИ, помните, ребёнок в период адаптации может быть капризным, раздражительным. Проявите к нему максимум внимания и чуткости. Постарайтесь дома компенсировать может недостающие малышу в садике: недосыпание, недоедание и просто внимание.
РЕЖИМ ДНЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Режимные процессы | Время проведения |
Прием детей, игры | 7.00-8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00-8.30 |
Игры, занятия | 8.30-9.15 |
Подготовка к прогулку, прогулка | 8.50-11.30 |
Подготовка к обеду, обед | 11.30-12.30 |
Пдготовка ко сну, сон | 12.30-15.30 |
Подъем, подготовка к полднику, полдник | 15.30-16.30 |
Игры, занятия | 16.30-17.00 |
Подготовка к поргулке, прогулка | 17.00-19.00 |
Уход детей домой | 19.00 |
Прогулка дома | 19.00-19.30 |
Ужин ома | 19.30 |
Подготовка ко сну, ночной сон | 20.30 |