почемучки

Эта страничка посвящена малышам от 3 до 5 лет. Мы их назвали Почемучками.  

Вашему вниманию представлены  статьи:

- "Маленькие почемучки", психолога Юргиной Н.

   В ней говриться о том, как родители могут помочь ребенку развить познавательную сферу, что в дальнейшем позволит с интересом учиться в школе.

- "Время почемучек", Николаева .К. 

   Ваш малыш застал вас в расплох своим неожиданным вопросом? Вы не знаете как ответить? Прочитайте статью, здесь есть ответы на самые распространенные детские вопросы.

- "Вопрос ЖИЗНИ и СМЕРТИ" , Александрова И.

   Или почему люди умирают и как они рождаются?.....Как правильно  ответить на эти серьезные и не детские  вопросы? Читайте здесь.

- "Игры и игрушки для летей от 3 до 5 лет", Шеина Е.

   Название говорит само за себя. Какие игрушки нужны, для чего и как с ними играть - тема данной статьи.

 Маленькие почемучки.

Замечательно, если вы испытываете радость по поводу того, что ваш малыш становится почемучкой и с удовольствием наблюдаете это удивительное явление. А может, вы растеряны, рассержены и раздражены? Вам кажется, что спокойной жизни наступил конец, и тишина в вашем доме возможна теперь только в ностальгических воспоминаниях? Нет, не спешите впадать в уныние. Этот возраст, увы, быстро проходит. Это суматошное время надо просто пережить и пережить с наслаждением. 

Превращение ребенка в почемучку обычно приходится на самый исследовательский возраст – от 3 до 5 лет.

У ребенка появляется «зверский аппетит» к познанию мира. Ему интересно абсолютно всё. Вопросы льются водопадом, застигая взрослых врасплох и ставя в тупик. Кроме терпения и доброжелательности, вам потребуются поистине энциклопедические знания - физики, химии, зоологии, биологии и множества других наук. Ибо избежать ответа на вопрос почемучки у вас все равно не получится. Если вы попытаетесь отмолчаться, малыш не устанет дергать вас за рукав и переспрашивать уже в тысячный раз: «А почему?» А если вы постараетесь просто отговориться от почемучки, он непременно почувствует фальшь и потребует дополнительных разъяснений.

Очень интересно в плане словесного выражения, начало этого периода. Ребенок не сразу, не с ходу начинает задавать вопросы: «почему?» и «как?» На начальном этапе он осторожненько и как бы про себя просто констатирует факты. Он делает это тихим голоском и с интонацией легкого удивления. «Странная какая-то собака… сама белая… голова черная… может в краску упала… а может ее разрисовал кто… а может сама такая…» Как будто он и не ждет никаких разъяснений. А если эти разъяснения поступают, он вроде как и не слушает их. Словно просто наблюдает и отмечает свои наблюдения. Только почему-то вслух. Эти размышления об окружающем вслух и есть его первое «Почему?» Просто пока он надеется, что вы сами поймете его намек и также невзначай ему ответите. Но эта нерешительная мягкость ненадолго. С каждым днем малыш становится все более и более настойчив в требовании столь необходимых ему разъяснений. Он хочет, нет, он требует, чтобы вы признали его взрослым и говорили с ним серьезно, правдиво и без сюсюканья. Но ваши ответы должны быть максимально просты и доступны детскому пониманию. 

Почемучки требовательны и уперты. Почемучки хотят все знать и именно сейчас. Они обижаются, если вы молчите и сердятся, если вы врете.Они беспардонно, забыв про все вложенное в них воспитание, отвликают вас от важных дел, потому что они должны донести до вас: они заняты самым важным делом в мире.

Почемучки исследуют мир, пытаясь проникнуть в его устройство и сущность. Мир предметов, мир слов, мир явлений и событий. В этом возрасте, они пропускают весь мир через себя.  

Познавательная активность ребенка словно срывается с цепи и превращается в неуемный вихрь, вовлекающий всё и вся в свое стремительное вращение. Происходит резкий скачок в развитии всех познавательных процессов. Стремительно развивается мышление, поражая неожиданностью и неординарностью выводов. С геометрической прогрессией пополняется словарный запас, дети играючи пробуют, как будут звучать слова в той или иной грамматической форме. Они с легкостью иллюзиониста сочетают несочетаемое, фонтанируя интересными, творческими решениями. Фантазия в этом возрасте работает настолько бурно, что родители часто упрекают своих детей в придумывании того, чего на самом деле нет. Не надо, не стоит обижать почемучку, пофантазируйте лучше вместе с ним, и вы получите бесконечное удовольствие, снова вернувшись в мир детства, где мысль свободна и может принимать любые формы и создавать любые волшебные миры.

Обязательно оцените старания почемучки объяснить понимание мира. Ведь теперь из маленького скучного практика, манипулирующего предметами, он превратился в великого мыслящего ученого-теоретика! Он ждет от вас науки! Дискуссий! Сенсаций!

Для него очень важно ваше участие в этом процессе. Но если вы не составите ему компанию, он особо не растеряется. Если вы оставите почемучку без разъяснений и без присмотра, он не будет долго грустить и пойдет искать ответы сам. В поисках правды об устройстве мира, маленький исследователь разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду — от чердака и подвала до дальнего леса.

Чтобы понять почемучку и помочь ему в его нелегком труде, необходимо стать ребенком. Но так хитро, чтобы он почувствовал, что это он стал взрослым. Вам надо увидеть мир так, как видит этот мир ваш малыш. Включитесь в эту игру. Ведь без вашей поддержки он не будет чувствовать уверенность в правильности своих выводов. Стимулируйте ребенка, поощряйте его познавательную активность, и не забывайте его хвалить, показывать свое уважение. Для него сейчас как никогда важно, чтобы сказанное им воспринималось серьезно и уважительно.

  Не поддержав ребенка в этом возрасте, мы можем стать виновниками множества упущенных возможностей. Неподдержанный интерес к миру может сникнуть, почемучка перегорит и его любознательность сведется к нулю. Позже, в школе на уроках он будет мучаться и зевать. Учителя будут разводить руками – «Ему ничего не интересно». А ведь ему было интересно, было, но никто его не поддержал, и фитилек этого интереса просто потух.

Хвалите ребенка за каждое его открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите в нем чувство гордости. Удивляйтесь его уму и наблюдательности.Если ваш исследователь ходит в сад, первый вопрос, который вы должны задавать ему вечером при встрече: не «Что ты сегодня кушал?» а «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?» Новые открытия – вот самое главное лакомство для вашего ребенка.

Чтобы познавательная сфера вашего малыша развивалась эффективнее, помогите ему, включитесь в его деятельность, сорганизуйте неуправляемый поток его вопросов. Обязательно приобретайте детские иллюстрированные энциклопедии. Совместное чтение не только расширит кругозор малыша, но и эмоционально сплотит вас. Используйте всевозможные игры и упражнения, вовлекайте всех членов семьи и друзей почемучки.

Можно порекомендовать упражнения, которые вы узнали или придумали, воспитателям детского сада. Можно, напротив, поинтересоваться у воспитателей и психологов в саду, какие они посоветовали бы игры, помогающие поддерживать любознательность и направлено развивать познавательную сферу.

Да, несомненно, почемучкины вопросы порой утомительны. Но только задумайтесь, как относится к вам этот маленький ученый - ведь обращаясь именно к вам, ребенок тем самым показывает вам, насколько авторитетным, значимым и знающим человеком вы для него являетесь. Таким образом, помимо познания мира, своими бесконечными «почему?» он демонстрирует вам свое доверие и любовь.

Время почемучек

02 Сентября 2007 13:31 
Кира Николаева
Журнал Parents, №96


А зачем море поднимается и опускается? И почему оно синее? И как так случилось, что в нем живут рыбы? Да, наши малыши такие: всегда любопытные и всегда готовы замучить нас вопросами. И могут поставить в тупик самого разносторонне образованного взрослого. Мы уже давно забыли о механизме приливов и отливов. Что же до цвета моря, то мы довольно смутно помним, что он вроде бы зависит от солнечного света, но как это объяснить... Немного смущенные, мы мямлим расплывчатый ответ, который неубедителен даже для нас самих. И обещаем себе посмотреть попозже в энциклопедии. Не ищите ответов, мы сделали это за вас.


Почему звезды светят ночью? 


Звезды – это маленькие солнышки, которые находятся очень-очень далеко от Земли... Поэтому ночью они похожи на блестящие точки. Днем мы звезды видеть не можем, потому что свет солнца слишком силен.

Почему море поднимается и опускается?
 

Это то, что мы называем приливом и отливом. Они зависят от Луны, которая, как огромный магнит, притягивает воду, когда находится над морем. Море поднимается, когда Луна восходит на небо, и опускается, когда Луна заходит.  

       Почему я не могу летать, как птица? 

Потому что у человеческих существ не бывает крыльев и они очень тяжелые! Ни одно тяжелое животное не может летать. Страус, например, несмотря на то что имеет крылья, летать не может – слишком много весит! Чтобы летать, нужно опираться на воздух крыльями. Если бы мы захотели соорудить искусственные крылья, нужно было бы сделать их гигантскими, чтобы они смогли вынести наш вес.

Как сюда, на пляж, попал песок?

Песок состоит из мельчайших обломков скал. Дожди несут их до рек, затем реки несут их в моря. В воде они уменьшаются до размера песчинки. Волны перемещают их и собирают на пляже. Иногда ветер дует со стороны моря, поднимает песок и перемещает его, и тогда на пляжах появляются дюны.

Почему Солнце обжигает? 

Солнце – это огромный огненный шар, который не сгорает вот уже очень долго. Он греет нас и шлет нам свет. Без него на Земле не было бы ни людей, ни животных, ни растений. Но нужно быть очень внимательным и летом хорошенько смазывать кожу кремом от солнца, иначе можешь получить солнечные ожоги.

Почему существуют радуги? 

Радуга появляется, когда солнце встречается с дождем. Когда солнечный свет наталкивается на дождевые капли, они посылают красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые лучи, которые рисуют красивую арку. Ты и сам можешь создать радугу в саду с помощью шланга: повернись спиной к Солнцу и сделай струю воды тонкой. И посмотри на результат...

Существует ли опасность взлететь, когда дует сильный ветер?
 

Нет, но когда ветер дует очень сильно, ты можешь упасть, поэтому лучше остаться дома. Это ветер создает волны на море. Когда он дует очень сильно, волны становятся высокими – это буря. И тогда даже большие корабли могут утонуть.

Почему банк дает так просто тебе деньги? 

Банк не «просто» дает мне деньги, он дает мне «мои» деньги, те, которые я, например, заработала. Я не могу гулять с целой кучей купюр, а банк хранит их у себя для меня. И каждый раз, когда они мне нужны, он дает мне какую-то часть. Достаточно, чтобы я опустила свою карту в банкомат. На карте есть мое имя. Большой компьютер проверяет, остались ли у меня деньги. И если у меня ничего не осталось, потому что я уже все потратила, то он мне ничего не дает.

 
      Почему нужно заправлять машину бензином? 

Когда ты ездишь на велосипеде, то колеса крутят мышцы твоих ног. У машины ног нет. Чтобы она сдвинулась, необходимо применить силу. А силу дает бензин. Он двигает механизм, который поворачивает колеса.


Куда девается еда, которую мы едим?

Она совершает великое путешествие в трубу, которая называется пищеварительный тракт. Входит она через рот, выходит через анус (дырочку, через которую ты делаешь кака). Пища попадает в рот, пересылается в желудок, который трансформирует ее в кашу и отсылает в тонкую кишку. Именно в этот момент питательные элементы распространяются по всему телу. Все то, в чем тело не нуждается, трансформируется в кал.

Почему пчелы жалят?
 

Чтобы защититься. Пчелы всегда боялись медведей, которые хотели украсть у них мед. Как только они видят, как кто-нибудь приближается к улью, они принимают его за медведя и жалят.

Как большой и очень тяжелый самолет может летать? 

  

Он летает благодаря своим крыльям. Но чтобы взлететь, ему нужна огромная сила. И ее ему дают моторы, расположенные под крыльями. Они посылают очень горячий газ, который поднимает самолет очень высоко в небо.

Почему мы зеваем? 

Мы зеваем, когда устаем или скучаем. Это сигнал, что мы теряем контроль над своим телом. На самом деле мы понемногу засыпаем. Оттягивая челюсть вниз, зевок заставляет нас вдохнуть глубоко. И это нас пробуждает!

Как ребенок вылезет из живота женщины?
 

Через девять месяцев жизни в животе ребенок готов появиться на свет. Мамин живот тоже готов к этому: он толкает ребенка книзу, к маленькому туннелю, называемому влагалищем. Как только ребенок достаточно спустился, туннель расширяется, чтобы пропустить ребенка. Мама толкает животом, раздвигает ноги... и ребеночек появляется через писю. Как правило, он выходит головой вперед!

Зачем мне пупок? И почему пупок Вани не похож на мой?

Чтобы накормить ребенка, который живет в животе мамы, она кормит его через трубочку, которую называют пуповиной. При рождении врач обрезает ее и завязывает узелок. Это и будет пупком. Форма пупка зависит от формы узелка, который завязал врач: некоторые торчат наружу, другие – образуют впадинку.


Как почтальон узнает, кому нужно отдать почтовую открытку?


Перед тем как опустить открытку в почтовый ящик, мы всегда пишем имя и адрес человека, которому посылаем открытку. Его адрес – это место, где он живет: номер дома, название улицы, города, страны. И так почтальон точно знает, куда нужно отправлять письмо.

Почему Солнце садится?

У тебя, наверное, складывается впечатление, что Солнце движется? На самом деле движется Земля, как юла, но ты это не ощущаешь. Вращаясь, она либо поворачивается к Солнцу, и тогда это день, либо уходит в тень, и тогда это ночь. 

Зачем нужно есть по утрам? 

Когда ты просыпаешься по утрам, ты чувствуешь, что голоден. Что неудивительно: ведь ты не ел всю ночь. И твое тело нуждается в энергии для нормального функционирования. Мы же заливаем в машину бензин, чтобы она работала. С телом – то же самое: необходимо, чтобы ты кормил его, чтобы расти, бегать, думать...




        Почему мороженое тает?

Мороженое сделано из воды или молока, сахара и ванили (или клубники, лимона...). Все это смешивают и замораживают. Когда ты покупаешь мороженое, его дают тебе из морозилки: оно еще очень холодное и твердое. Но чем больше проходит времени, тем сильнее нагревается вода или молоко. И оно снова становится жидким. Если ты не сразу съешь его, то оно растает... Помнишь, ты брал ледышку в руку, и она через некоторое время превратилась в воду? Так и тут то же самое.

Почему я сплю один?

Раньше люди спали всей семьей в одной комнате. И в некоторых странах так спят до сих пор. Сейчас у нас большие, хорошо отапливаемые дома: дети могут устроиться в комнате, одни или с братиком или сестричкой, а родители – в другой. Это позволяет влюбленным родителям остаться наедине друг с другом. Когда ты вырастешь и влюбишься, ты тоже сможешь делить свою кровать!

Откуда берется гром? 

Посмотри на небо, на нем много огромных черных туч. Когда они переполнены водой, ветром и электричеством, они взрываются, это провоцирует вспышку, эта вспышка молнии делает много шума, когда пересекает небо: это гром. Иногда мы видим молнию и слышим гром одновременно. Это говорит о том, что гроза очень близко. Иногда мы видим молнию задолго до грома. Это означает, что гроза удалилась от дома. Если хочешь узнать, на каком расстоянии находится гроза, начинай считать, загибая пальчики, как только увидишь молнию. Досчитал до пяти? Это значит, что она примерно в пяти километрах от тебя.

Почему у того человека смуглая кожа?


Кожа производит частички цвета, меланин. Если она производит их в большом количестве, то становится черной. Если совсем мало – белой. Это также зависит от места, где мы живем. Например, в Африке люди обладают кожей черного цвета, это защищает их от солнца.

Как корабли могут держаться на воде?

Они держатся на поверхности благодаря силе, выталкивающей их и держащей на воде. Она называется сила Архимеда. Но нужно быть осторожным: если кораблик маленький и слишком тяжелый, он может утонуть. Поэтому нельзя, чтобы в лодку садилось больше трех или четырех человек.

Игры и игрушки для детей от 3 до 5 лет

Играть или не играть?

Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра – это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно игра – главная развивающая деятельность. Ни одно другое занятие в этом возрасте не способствует развитию так, как игра. 

Игра в дошкольном возрасте – главный способ познания мира. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций, ребенок начинает понимать отношения между людьми, правила этих отношений, разбираться в многообразном мире человеческих эмоций и желаний. В игре ребенок принимает на себя определенную роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Таким образом ребенок учится действовать в соответствии с определенными правилами, и добровольно (даже с удовольствием) подчинять свое поведение этим правилам. Эта способность просто необходима в дальнейшем, прежде всего в школе.  Мышление дошкольника из сферы практических действий переходит во внутренний план, становится образным. Ребёнок уже может сравнивать предметы и ситуации, замечать изменения, сочинять истории и небылицы. 

Итак, игра для ребёнка 3-5 лет очень важное, интересное и полезное занятие. 

Однако, не всякое занятие с игрушками можно назвать игрой. Настоящая развивающая игра – это принятие роли (доктора, продавца или Красной шапочки), придумывание или воспроизведение сюжета (бытового или сказочного), создание воображаемого пространства (больницы, магазина, дремучего леса и пр.) Увы, играть умеют не все. 

Как же научить малыша играть? Очень просто – надо чтобы родители играли вместе с ним. Именно взрослый впервые «оживляет» куклу или любимого мишку малыша. Именно взрослый впервые предлагает: давай я буду мама-собака, а ты мой сынок-щенок, после чего изображает настоящую собаку, и если надо, то становится на четвереньки и лает (т.е. показывает малышу, как надо действовать, принимая определенную роль).  Такие совместные игры очень сближают родителей и детей, а также повышают авторитет взрослого в глазах ребенка. 

В начале пути

Игра начинается с того, что кукла, мишка или зайчик становятся живыми, говорят человеческим голосом. Естественно, это голос взрослого, т.е. ваш. Только взрослый или старший ребёнок может оживить игрушку и сделать её партнёром по общению и персонажем игры. 3-5-летним малышам проще, когда роли вынесены вовне, т.е. в игрушки. Такое «оживление» игрушки свидетельствует о появлении образного мышления, которое и формируется, и развивается в игре. 

Детям в этом возрасте очень нравятся игры с небольшими игрушками (10-30 см).  В первую очередь это куколки и зверюшки. Они могут быть из любого материала: ткани, дерева, пластмассы, резины – главное, чтобы их было удобно держать в руке. Хорошо, если они могут устойчиво стоять на плоской поверхности – малыш может расставить их в соответствии с ролью и сюжетными поворотами. 

Важный и имеющий непосредственное отношение к ребенку сюжет – семья, поэтому хорошо, если из имеющихся кукол можно образовать семью. Можно купить в магазине готовый набор «Семья». Куколки не должны быть сильно порисованы, они могут быть с едва намеченным лицом. В такой игре малыш сможет отыграть радостные и неприятные эмоции, связанные с собственной жизнью. 

       Такая игра предполагает подходящую по размеру и детским возможностям кукольную мебель, посуду и одежду. Для перевозки понадобятся подходящие для кукол машины. Хотя машинки для игры могут быть и небольшого размера: малыши любят использовать их как персонажей в игре. Также необходимо некоторое пространство, в котором разворачивается тот или иной сюжет, например, дом, ферма, зоопарк или целый город. Для этих целей подойдут как простые конструкторы с относительно крупными деталями: разнообразные деревянные формы, конструкторы типа «Лего», так и специальные тематические наборы: деревянные схематические изображения домов, людей и животных или пластмассовые детали для постройки дома с животными. Лучше если фигурки людей и животных в таких наборах цельные, тогда они не будут ломаться во время игры и отвлекать малыша от взаимоотношений персонажей на исправление «технических» неполадок. Возьмите конструктор и начните собирать, например, домик, параллельно рассказывая, кто в нем будет жить, потом поселите жильца и разыграйте какой-нибудь сюжет. 

Для обустройства пространства игры можно использовать уже имеющиеся в доме игрушки. Например, колечки от пирамидки могут быть клумбами, стульями, а собранная пирамидка может быть новогодней елкой и т.п. Некоторые простые игрушки, например, мисочки, имеют очень широкий диапазон возможностей: они могут использоваться как посуда, домики для каких-нибудь животных, мебель и т.д. Пригодиться могут различные тряпочки, платочки, бумага и картон. 

В играх с небольшими куколками удобно использовать специальные игровые поля с изображением домиков, дорожек, мостиков через речку и пр. Их можно купить, взять из старой настольной игры или нарисовать самостоятельно. Не стоит их сильно детализировать. Поле должно подходить для сюжета любой игры: и бытовой, и сказочной. 


Мягкий помощник


Три года – это сложный этап жизни ребенка. Кроме положительных моментов развития, родители зачастую сталкиваются с капризами и упрямством. И как это не удивительно любая игрушка, которая "общается" с ребенком имеет большое влияние на него. То, что малыш ни в какую не хочет делать по просьбе мамы, он с удовольствием сделает по просьбе зайчика или мишки, вместе с ним или для него. Такая игра имеет большие воспитательные возможности по сравнению с требованиями, криками и шлепками. 

З года также традиционный возраст, когда детей отдают в детский сад. Это период, который не всегда проходит легко – период привыкания к совершенно новым условиям жизни, когда все незнакомо и поэтому страшно. И здесь может также помочь игрушка. Предложите малышу пойти в сад вместе с его любимой мягкой игрушкой. Такая игрушка в саду – это кусочек дома. Она даст малышу защиту, добавит уверенности в чужом пока для него месте. 

Отправляя малыша с игрушкой можно предложить ему заботиться о любимце в саду, чтобы игрушке не было скучно и грустно. А в конце дня интересоваться: "Ну что понравилось мишке в садике?", "Как прошел день, чем мишка занимался?" 

Если такой игрушки у малыша пока нет, ее никогда не поздно приобрести. Подойдут не очень большие (чтобы малыш мог ее нести) и не очень маленькие (чтобы можно было обнять) мягкие звери или куклы с симпатичными мордашками, нейтральным выражением лица и без встроенных музыкальных, световых и т.п. эффектов. Иногда любимая игрушка у ребенка не мягкая. Это может быть и пластмассовая кукла, и машинка – главное, есть что-то, что поддерживает его, когда родителей нет рядом. 



Игрушечные друзья помогают не только в детском саду, но и в таком часто страшном для ребенка месте, как, например, поликлиника. Дома они помогают малышу есть, укладываться спать и делают веселей любые домашние дела. 

Родителей часто тревожатся из-за сильной привязанности малышей к какой-нибудь игрушке. Однако, ничего страшного здесь нет. В этот сложный период, когда дети отрываются от дома и становятся более самостоятельными, им просто необходимо чувствовать себя защищенными. Игрушка как что-то близкое и знакомое, как возможность о ком-то заботиться и с кем-то общаться предоставляет ребенку такую защиту. 


Сейчас в продаже очень много наборов, связанных с современными персонажами: маска, перчатки и всевозможное оружие Человека-паука, кулаки и электронные ноги Нечто и т.п. Однако, сюжеты, соответствующих мультфильмов упрощены и сводятся к физической борьбе и сверхчеловеческим возможностям. В них размыты представления о добре и зле. Якобы положительные герои со всеми неприятностями справляются насилием, уничтожением врага, внушением страха. Такие жесткие стереотипы взаимоотношений не позволяют ребенку гибко действовать в сложном реальном мире.


Персонажами в ролевых играх могут быть образные игрушки. Если малыш врач, то куклы и мягкие игрушки могут быть его пациентами. Кормление, лечение, переодевание и купание кукол – любимое занятие детей. В таких играх ребенок должен удерживать не только собственную роль (мамы или врача), но и «роль» игрушки. 

Сначала дети осваивают действия, соответствующие той или иной роли. Например, зайчик должен прыгать, грызть морковку и прятаться от лисы, а доктор спрашивать что болит, ставить градусник и давать лекарство. На этом этапе ролевыми действиями часто весь сюжет и исчерпывается. Малыши с большим энтузиазмом включаются в игру и готовы по много раз проигрывать одно и тоже, что раздражает и иногда пугает взрослых, однако ничего страшного тут нет. Просто это эмоционально привлекательная деятельность, с которой малыши успешно справляются. 

После 4–х лет при освоении ролевых действий, и соответствующего включения в игру взрослого, на первый план в игре выходят характер персонажей и их отношения. Доктор может быть добрым или строгим, веселым или грустным, а пациент может слушаться, а может, по разным причинам, капризничать и т.д. В общем, учитывая все разнообразие эмоциональной жизни, сюжетных ходов просто бесконечно много! 

Сюжеты детских игр

Одним из главных сюжетов дошкольника является собственная жизнь. Ребенок сходил к врачу, после этого к врачу «идет» мишка. Малыш пошел в детский сад, и все куклы теперь туда ходят. 

Малыши могут разыгрывать не только бытовые сюжеты, но и брать за основу понравившиеся сказки, которые им читают и конечно мультфильмы. Само по себе использование мультипликационных сюжетов в игре ничего плохого не имеет.

Современные мультфильмы иногда совершенно не рассчитаны на маленьких детей. Поэтому, прежде чем показывать что-то ребенку, заранее посмотрите сами и убедитесь в том, что ему стоит это смотреть. Хорошо, если в мультфильме детский сюжет или он отражает события детской жизни, нет агрессии, а герои имеют отчетливый и не страшный образ. Сам мультфильм обязательно должен быть медленным по темпу, смене картинки и сюжету. Хорошо, если в фильме есть запоминающаяся детская песенка. 

Игры с картинками

Очень хороши для разных игр простые предметные картинки, которые можно использовать, придумывая разнообразные игры и задания. Например, предложите малышу поселить диких животных в зоопарк (желтая коробочка), а домашних в квартиру (зеленая коробочка). По-разному раскладывая картинки, можно по очереди придумывать забавные истории. Такие карточки можно взять из старого лото или купить готовый набор предметных картинок. Выбирая карточки, обратите внимание на то, чтобы изображение было реалистичным и узнаваемым. 

Очень важно сохранить и развивать дальше естественную познавательную активность малыша. В 3-4 года ребенок уже более менее знаком с окружающим миром. Важно, чтобы малыш научился сам ставить вопросы и искать на них ответы. Старайтесь отвечать на бесчисленные вопросы ребенка, даже если они кажутся вам глупыми, поддерживать познавательные эмоции: удивление, любопытство, интерес к явлениям окружающей жизни и радость от получения нового знания. 

Рисуем, лепим, вырезаем.

Начиная с 3-х лет появляется уже относительная моторная ловкость. Однако мелкие движения руки еще не очень развиты. Хорошо развивает моторику рук и тактильные ощущения продуктивная деятельность. Она называется так, потому что в результате использования различных материалов (пластилина, красок, бумаги и клея, деталей конструктора и др.) получается какой-либо продукт. Примерно до 5-ти лет все эти занятия знакомят малыша со свойствами материалов и возможностями их использования. А таких возможностей, как и самих материалов сейчас очень много. Они также являются отличным материалом для создания игровой среды (дом для кукол, мебель, украшения и пр.). 

Смастерить красивую поделку ребенку самому еще не под силу. Вы можете помочь малышу, например, сделав заготовки для аппликации (вырезать из бумаги вазу и разные цветы, облака, солнце и т.п.), которые он с удовольствием сам наклеет. 

Взрослый также должен придавать смысл таким занятиям и ценить труд малыша. Например, нарисованная картинка может быть украшением комнаты или подарком бабушке. 

Физическое развитие

Младшие дошкольники очень активны. Хотя они уже могут длительное время заниматься каким-то спокойным делом: лепить из пластилина или слушать книжку, им по-прежнему нужно много времени для физической активности. Такую активность ни в коем случае нельзя подавлять: она необходима для здорового развития. 

Различные задания на ловкость можно использовать и сами по себе и обыгрывать как преодоление каких-то трудностей в сюжетных играх. Например, пятна на ковре или специально разложенные листы бумаги могут быть кочками на болоте, по которым надо перебраться. Разложенный на полу шнур – ямой, которую надо перепрыгнуть и т.д. 

Очень полезны и нравятся малышам игры с мячами. Для игры в доме подойдут небольшие вязаные или валяные мячики. Мягкие, приятные на ощупь мячики развивают ловкость, тактильные ощущения. Их можно катать, закидывать в стоящую на полу или на стуле корзину. Подойдут они и для сбивания кегель и для домашнего «футбола». 

Для игры на улице нужен большой и маленький резиновые мячи. Также на улицу можно взять ведро с набором формочек для куличиков и совочком. Для перевозки песка понадобится машина с большим кузовом, а для наблюдения за пересыпающимся песком - мельница. Формочки с дырочками и мельницу можно также использовать для игры с водой. Занятия с водой и песком очень нравятся малышам: это и возможность экспериментирования, и расслабление. 


Для дошкольников 3-5-х лет необходимы следующие игрушки.


Несколько маленьких куколок, составляющих семью 

Мягкая кукла 25-30см в пришивной одежде 

Пластмассовый пупс 20-25 см с комплектом одежды (распашонка, ползунки и пр.) 

Кроватка с бельем и коляска 

Набор мебели и посудки под куколок 

Мягкие звери – мишки, зайчики, собачки (2-3) 

Небольшие звери дикие и домашние, соразмерные между собой 

Конструктор деревянный и блочный 

Несколько больших машинок (для перевозки пассажиров и грузов) 

Наборы для ролевой игры: доктор, парикмахерская, магазин 

Всякие предметы заместители: от природного материала (шишки, листья) до различного «мусора» - крышек от бутылок, бумажек, тряпочек и т.п. 

Предметные картинки с изображением животных, деревьев, посуды, мебели и пр. 

Мягкие мячи для игры дома (2) 

Резиновые мячи для улицы (2) 

Набор для игры с песком и водой


По материалам Елены Шеиной
Психолога учебно-методического Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета