5. ПОДГОТОВКА К НАНЕСЕНИЮ ЦВЕТОВ
Я очень редко использую чистые цвета и добиваюсь результата смешиванием и/или наложением тонов в зависимости от случая, чтобы получить в итоге более живой результат. Для этого, как и для того, чтобы лучше видеть цвета карандашей, я работаю при дневном свете или в очень хорошо освещенном помещении. Нужно рисовать под одним и тем же светом, так как переходя от натурального света к искусственному и обратно, вы не сможете в полной мере оценить свою работу и насыщенность цветов, особенно это касается цветных карандашей.
Посказка: с этого момента мы больше не будем использовать простую стирательную резинку, только клячку.
Я предлагаю использовать метод наложения цветов, чтобы добиться такого же перехода тонов, как в живописи. Кроме того, рекомендую хорошо наточить карандаши, чтобы использовать как плоскую поверхность грифеля, так и его кончик для более тонких работ.
Двигайтесь карандашом, следуя форму или движение элемента, который мы закрашиваем, тоже касается и растушевки. Более крупные детали закрашивайте боковой частью грифеля, чтобы легче покрыть площадь (лично я предпочитаю широкие круговые штрихи, напоминающие пересекающиеся элипсы). Поднимайте и опускайте грифель согласно желаемой точности.
В зависимости от ожидаемого эффекта, наносите штриховку дальше или ближе друг к другу, узкими или широкими участками, а можно группами точек. Не нажимайте на карандаш, как бы поглаживайте им бумагу (таким образом, пигменты наносятсы со всей осторожностью). Как уже было сказано раньше, накладывайте цвета друг на друга, чтобы получить нужный цвет.
Не забывайте оставить белой бумагу в тех местах, где падает прямой свет, так как закрасить в последствии белым карандашом будет невозможно.
Чтобы вы лучше поняли этапы работы, я предлагаю вам следующую последовательность:
6. ЯБЛОКО
Наносим первый слой светло-желтого цвета (а) на всю поверхность яблока. Делаем это плоской частью грифеля, длинными частыми штрихами. Растушевываем этот цвет таким образом, чтобы затонировать всю поверхность, не оставляя светлых пятен и проглядывающей бумаги, особенно это касается ее выпуклостей, так как она у нас зернистая. Таким же образом, что и раньше накладываем второй слой желтого неаполитанского (b ) и третий слой желтого (с), не забывая сохранить световую зону, которая останется светло желтой (а). Также растушевываем эти два слоя.
Теперь наносим нескольно неровных и легких штрихов охрой (k) на нижнюю часть, начиная от светлой зоны, там где проходят венки яблока. Начинаем добавлять яблоку красного. С этого момента растушевывать будем только края яблока, которые более темные в связи с тем, что свет на них не попадает и менее четкие, так как это изгибы фрукта.
Желтый цвет яблока появляется благодаря гранулам бумаги, которые мы закрасили желтым (с). Слегка пробежимся по всему яблоку оранжево-красным (d), чтобы придать объем. Теперь пришло время работы над тональностями, для чего нам понадобятся киновать (е) для левого края, оранжево-красный (d) для низа, карминовый (g) и индийский красный (f) для правого бока.
На левый край наносим полутон, ярким и слегка растушеванным цветом. Штрихи при этом располагаем далеко друг от друга, двигаясь от центра и создавая венки яблока. На нижней части объем создаем несколькими штрихами, следуя изгибам яблока. Справа чередуем два красных: карминовый (g) и индийский (f). (Я выбрала два этих цвета, так как из-за тени листвы и контраста световой зоны, красный становится более холодным).
Теперь мы будем намечать тени и давать объем нашему яблочку (я не хочу использовать черный, так как лучше поиграть с тональностями основных цветов). В следующем порядке мы используем: бордо (h), темно-карминовый (i) и сепию (n). Тени усиливаем постепенно и нежно, избегая слишком явных переломов света. Для тени от листа все обстоит иначе, так как он самостоятельный элемент, поэтому его тень должна быть четко прорисована. Не забываем и о нескольких светлых участках на поверхности яблока, так как они позволяют создать объем.
Наносим цвет от самой темной части к самой светлой, все время следуя форме яблока. Поскольку теперь мы работаем с мелкими деталями, то их лучше рисовать кончиком карандаша, но все также без нажима и чередуя между собой цвета. Что касается тени листа, то его зубчики изображаем как на яблоке, так и на самом крае листа.
Теперь снова возвращаемся к низу яблока. Впадину, а значит и объем, для начала мы создадим одной только сепией (n). Поскольку наше яблоко желтое и красное, то на его нижней части мы наносим несколькимо желтых штрихов, изображая параллельные светлые прожилки, которые нам видные (делаем это даже если предполагается, что эта зона будет в основном красной). Чтобы отделить прожилки, используем оливково-коричневый (q).
Позже мы еще вернемся к яблоку, чтобы подправить цвета, когда разместим листву. На самом деле, соседние цвета визуально будут изменять цвета яблока.
7. ЛИСТВА НАД ЯБЛОКОМ
Для начала, наносим легкий слой светлой охры (j) на все листья (за исключением части 3, правой стороны у части 4 и листа под номером 6 – посмотрите схему на пятом этапе). Делаем это таким же образом, как создавали фон яблока светло-желтым цветом.
Я предлагаю начать с листвы над яблоком, чтобы не сильно испачкать рисунок рукой, поскольку я правша. Сперва изобразим зубчики листьев оливково-коричневым (q) с темной стороны и бирюзовым (t) с внешней (таким образом мы наметим небо). Факт, что мы наметили небо позволит нам избежать некрасивых линий, так как в реальности формы изображены группами цвета, а не линиями. Если нужно, подправляем клячкой.
Подсказка: не бойтесь пользоваться клячкой, чтобы убрать линии от растушевки, которые вышли за края. Для более четких линий используйте хорошо заточенный кончик карандаша, чтобы получить максимальную точность. Но никогда не нажимайте на карандаш, чтобы не повредить бумагу! Это необратимо! Бумага для растушевки должна быть чистой. И не используйте одну и ту же бумагу для разных цветов, это их перемешает и сделает вашу работу неаккуратной.
Все тем же оливково-коричневым (q) начинаем намечать объем листьев. Не забываем оставлять боковые линии и зоны, которые останутся светлыми. Яркости цветов добиваемся, накладывая друг на друга слои цвета.
Напомню, что фотография была сделана зимой, поэтому листва не молодая, а значит нанесем насколько штриховок охрой (k) и бордо (h), причем эти цвета лягут и на светлые зоны, но там мы их растушевывать не будем, чтобы создать эффект прожилок листа.
Теперь увеличиваем интенсивность теней коричневым Ван Дайком (m) и придаем немного блеска зеленым цвета мха (p).
8. ЛИСТВА ПОД ЯБЛОКОМ СЛЕВА
Для этого этапа принцип такой же, как и ранее: накладываем слои небольших штрихов вдоль форм листвы. Растушевывайте с самого начала, чтобы пигмент как следует покрыл бумагу. Сделайте столько слоев, сколько посчитаете необходимым для достижения желаемого эффекта, не забывая оставлять светлые зоны. Чтобы обозначить почти белые линии, используйте клячку, сформировав ее как можно тоньше. Если вы не сильно нажимали на карандаш, то она легко все сотрет.
Сейчас мы находимся в очень темной части, поэтому не будем слишком прорисовывать детали (за исключением светлых мест). Давайте просто попытаемся логично связать эту часть рисунка со всеми остальными. Эта зона достаточно размыта, поэтому очертания листьев лишь угадываются. Мы растушуем те части, которые не выделяются четко и которые находятся в тени с целью выделить несколько видимых частей. Но не забывайте, что даже в тени различные элементы продолжают существовать!
Вернемся к нижним левым листьям зеленым цвета мха (p). Нанесем несколько слоев, чтобы добиться желаемой яркости (в данном случае, светлые зоны позволяют нам создать объем). Намечаем те части, которые будут нарисованы ввиде тени от зубчиков листьев и сами края листьев. Осторожно растушевываем.
(Внимание! Штрихи не должны быть видны – только цветовые пятна своеобразной формы.)
Усиливаем плотность цвета коричневым Ван Дайком (m); принцип такой же, как и до этого. Теперь добавим немного оливково-коричневого (q) на все нижние листья, включая и тот, что выходит на первый план.
Теперь таким же образом добавим слой сепии (n). Цветом хвои (r ) поработаем над листьями с первого плана и нижним. Будьте осторожны, так как он очень яркий. Растушевываем. Не забываем о крупных прожилках, а клячкой создадим несколько тонких.