учебник по рисованию

Учебник по рисованию.

Данная методика обучения рисованию апробирована на студентах университета, учащихся художественной школы, и в частных уроках. В качестве примера ее эффективности на соответствующих страницах сайта показаны образцы работ моих учеников. Кроме того, Вы можете посмотреть и мои собственные картины, ссылки внизу прилагаются. Предлагаемый Вашему вниманию самоучитель изобразительного искусства рассчитан на всех желающих научиться рисовать, но в первую очередь тех, кто стремиться "делать картины" по представлению, то есть заниматься композицией (творчеством в чистом виде). Это вполне посильная задача, уверяю. Здесь размещены также темы теоретической части курса. Вы можете их пропустить :) Итак, смело в путь друзья!

Алексей Фанталов.

Издано:

 

А.Н. Фанталов

"РЕАЛИЗМ И УСЛОВНОСТЬ В ИСТОРИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА".

Издательство РГПУ им. А.И. Герцена

Санкт Петербург

2002

 

Особенность данной методики рисования состоит в идее борьбы и взаимодействия реалистического и условно-декоративного искусства, которым в культурологии соответствуют понятия "сенсативного" и "идеационного" типов культур по классификации Питирима Сорокина. С этой точки зрения, искусство рассматривается в историко-социальном аспекте.

Понятия "реалистического" и "условно-декоративного" красной нитью проходят через лекционные и лабораторные занятия, позволяя сформировать целостное мировосприятие. Целью курса является обучение рисованию взрослых и детей, их системная теоретическая и практическая подготовка в области изобразительного искусства. Кроме того, программа предоставляет инструмент анализа произведений искусства, способность к творческому саморазвитию.

Важной представляется и попытка выстроить последовательную систему обучения основным принципам и законам композиции. Знание этих принципов позволяет более свободно и творчески подходить к изображению предметов и явлений окружающего мира, способствует интеллектуальному развитию.

При этом использовался как собственный опыт автора программы, так и опыт других педагогов Санкт Петербурга, особенно Ю.Д. Шевчика. В том, что касается цветоведения, опора осуществлялась на разработки В.В. Кандинского и Н.В. Серова.

Композиция преподносится не как обучение одним лишь отвлеченным законам – все законы и правила должны помогать отражать на листе бумаге мир и выражать свое отношение к нему.

На начальном этапе обучения рисованию в программе резко преобладает условно-декоративный подход (плоскостное изображение), что связано с большой сложностью передачи пространства и объема (тем более при рисовании по представлению). Здесь даются навыки декоративного рисования, понятия симметрии – асимметрии, стилизации. Внимание уделяется композиционной организации листа (выбор формата, его равномерное заполнение, выделение центра при помощи различных видов контраста).

Для того чтобы возможно было выразить свое отношение к изображаемым объектам, мы вводим понятие характера – жесткого и мягкого.

Часть работ выполняется акварелью, часть тушью (здесь даются простейшие графические навыки).

Уже в течение первых занятий, обучаемые должны постепенно привыкнутъ до начала работы на основном формате выполнять небольшие эскизы.

При переходе к тематическому рисованию происходит как дальнейшее развитие навыков и умений, уже усвоенных обучаемыми, так и приобретение ими новых знаний. Появляются большие требования к рисованию человеческой фигуры. В ряде упражнений ставится задача изображения открытого и закрытого пространства, передача объема.

В отличие от первых занятий, где композиции носили статичный характер, мы теперь вводим понятие динамики – движения, говорим об использовании различных цветов при выражении того или иного эмоционального состояния.

В процессе выполнения упражнений с формальными геометрическими элементами показывается возможность анализа произведений изобразительного искусства.

К концу курса обучаемые должны уметь самостоятельно находить сюжет и выбирать изобразительные средства для его выражения. Здесь основной акцент делается на создание тематической картины, которая традиционно понимается как венец изобразительного искусства. В качестве тематического материала предполагаются мифологии различных народов мира.

В завершении проводятся лекции, посвященные современным технологиям в искусстве, предусматривающие самостоятельную работу с некоторыми компьютерными программами. Установка автора данного курса такова: компьютерные технологии это только форма искусства, содержание которого определяется гуманистическим наследием многовековой истории человеческой культуры.

Учебным планом предусмотрено сочетание в курсе лекционного цикла (18 часов) и лабораторных занятий (32 часа). В силу некоторого ограничения времени и большой трудоемкости в овладении практическими изобразительными умениями и навыками значительную роль играет самостоятельная работа студентов. Программой предусмотрены также посещения художественных музеев.

Курс связан с другими учебными дисциплинами: "Мировой художественной культурой", музыкой, "Основами эстетического воспитания".

Обучение рисованию 1

Обучение рисованию 2

Обучение рисованию 3

Обучение рисованию 4

Обучение рисованию 5

Обучение рисованию 6

Обучение рисованию 7

Обучение рисованию 8

Обучение рисованию 9

Обучение рисованию 10

Творческие работы 1

Творческие работы 2

Творческие работы 3

Современные технологии в искусстве, учебные задания, литература

Углубленная теория композиции 1.

Углубленная теория композиции 2.

Углубленная теория композиции 3.

Углубленная теория композиции 4.

Углубленная теория композиции 5.

 

Композиция и творчество 1.

Композиция и творчество 2.

Композиция и творчество 3.

 

Легенды и мифы Петербурга.

Ангелы.

Египет в Петербурге.

Птицы над городом.

Животные.

Крылья.

Драконы.