учебник по рисованию
Учебник по рисованию.
Данная методика обучения рисованию апробирована на студентах университета, учащихся художественной школы, и в частных уроках. В качестве примера ее эффективности на соответствующих страницах сайта показаны образцы работ моих учеников. Кроме того, Вы можете посмотреть и мои собственные картины, ссылки внизу прилагаются. Предлагаемый Вашему вниманию самоучитель изобразительного искусства рассчитан на всех желающих научиться рисовать, но в первую очередь тех, кто стремиться "делать картины" по представлению, то есть заниматься композицией (творчеством в чистом виде). Это вполне посильная задача, уверяю. Здесь размещены также темы теоретической части курса. Вы можете их пропустить :) Итак, смело в путь друзья!
Алексей Фанталов.
Издано:
А.Н. Фанталов
"РЕАЛИЗМ И УСЛОВНОСТЬ В ИСТОРИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА".
Издательство РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт Петербург
2002
Особенность данной методики рисования состоит в идее борьбы и взаимодействия реалистического и условно-декоративного искусства, которым в культурологии соответствуют понятия "сенсативного" и "идеационного" типов культур по классификации Питирима Сорокина. С этой точки зрения, искусство рассматривается в историко-социальном аспекте.
Понятия "реалистического" и "условно-декоративного" красной нитью проходят через лекционные и лабораторные занятия, позволяя сформировать целостное мировосприятие. Целью курса является обучение рисованию взрослых и детей, их системная теоретическая и практическая подготовка в области изобразительного искусства. Кроме того, программа предоставляет инструмент анализа произведений искусства, способность к творческому саморазвитию.
Важной представляется и попытка выстроить последовательную систему обучения основным принципам и законам композиции. Знание этих принципов позволяет более свободно и творчески подходить к изображению предметов и явлений окружающего мира, способствует интеллектуальному развитию.
При этом использовался как собственный опыт автора программы, так и опыт других педагогов Санкт Петербурга, особенно Ю.Д. Шевчика. В том, что касается цветоведения, опора осуществлялась на разработки В.В. Кандинского и Н.В. Серова.
Композиция преподносится не как обучение одним лишь отвлеченным законам – все законы и правила должны помогать отражать на листе бумаге мир и выражать свое отношение к нему.
На начальном этапе обучения рисованию в программе резко преобладает условно-декоративный подход (плоскостное изображение), что связано с большой сложностью передачи пространства и объема (тем более при рисовании по представлению). Здесь даются навыки декоративного рисования, понятия симметрии – асимметрии, стилизации. Внимание уделяется композиционной организации листа (выбор формата, его равномерное заполнение, выделение центра при помощи различных видов контраста).
Для того чтобы возможно было выразить свое отношение к изображаемым объектам, мы вводим понятие характера – жесткого и мягкого.
Часть работ выполняется акварелью, часть тушью (здесь даются простейшие графические навыки).
Уже в течение первых занятий, обучаемые должны постепенно привыкнутъ до начала работы на основном формате выполнять небольшие эскизы.
При переходе к тематическому рисованию происходит как дальнейшее развитие навыков и умений, уже усвоенных обучаемыми, так и приобретение ими новых знаний. Появляются большие требования к рисованию человеческой фигуры. В ряде упражнений ставится задача изображения открытого и закрытого пространства, передача объема.
В отличие от первых занятий, где композиции носили статичный характер, мы теперь вводим понятие динамики – движения, говорим об использовании различных цветов при выражении того или иного эмоционального состояния.
В процессе выполнения упражнений с формальными геометрическими элементами показывается возможность анализа произведений изобразительного искусства.
К концу курса обучаемые должны уметь самостоятельно находить сюжет и выбирать изобразительные средства для его выражения. Здесь основной акцент делается на создание тематической картины, которая традиционно понимается как венец изобразительного искусства. В качестве тематического материала предполагаются мифологии различных народов мира.
В завершении проводятся лекции, посвященные современным технологиям в искусстве, предусматривающие самостоятельную работу с некоторыми компьютерными программами. Установка автора данного курса такова: компьютерные технологии это только форма искусства, содержание которого определяется гуманистическим наследием многовековой истории человеческой культуры.
Учебным планом предусмотрено сочетание в курсе лекционного цикла (18 часов) и лабораторных занятий (32 часа). В силу некоторого ограничения времени и большой трудоемкости в овладении практическими изобразительными умениями и навыками значительную роль играет самостоятельная работа студентов. Программой предусмотрены также посещения художественных музеев.
Курс связан с другими учебными дисциплинами: "Мировой художественной культурой", музыкой, "Основами эстетического воспитания".
Обучение рисованию 1 Обучение рисованию 2 Обучение рисованию 3 Обучение рисованию 4 Обучение рисованию 5 Обучение рисованию 6 Обучение рисованию 7 Обучение рисованию 8 Обучение рисованию 9 Обучение рисованию 10 Творческие работы 2 Творческие работы 3 Современные технологии в искусстве, учебные задания, литератураУглубленная теория композиции 1.
Углубленная теория композиции 2.
Углубленная теория композиции 3.
Углубленная теория композиции 4.
Углубленная теория композиции 5.
Легенды и мифы Петербурга.