Вопросы жизни и смерти
Здравствуйте, дорогие друзья!
Пока любознательное чадо сыплет вопросами о том, есть ли жизнь на Марсе и куда подевались динозавры, родители с готовностью пускаются в подробные объяснения. Но есть отнюдь недетские вопросы, которых мы заранее с опаской ждем, и все же, они каждый раз ставят нас в тупик. Это - фундаментальные вопросы о сущности бытия, о жизни и смерти.
До определенного возраста вопросы жизни и смерти не волнуют кроху – он просто существует и познает мир. Но, начиная примерно с трех лет, дети постепенно осознают, что все живое откуда-то появляется и рано или поздно умирает. Подтверждения тому они постоянно видят вокруг. Это и сезонное возрождение и «умирание» природы, и смерть различных букашек, и информация с телеэкрана. Отвечать на эти вопросы и вправду очень тяжело. Ну, что ответить на классическое «откуда я взялся?», как рассказать пятилетнему крохе, что стало с бабушкой, когда она умерла, как объяснить, почему вообще люди умирают и что с ними происходит после смерти?
Искусство ответа
Отвечать на такие вопросы – целое искусство, и от того, овладеете ли вы им, зависит очень многое. Если вы поведете себя неправильно, ребенок надолго потеряет доверие к вам, не захочет впредь задавать серьезных вопросов и останется в плену своих страхов и недоумений. Поэтому постарайтесь соблюдать ряд несложных правил.
Не отвечайте на бегу, надевая пальто или отмывая кастрюлю. Если сейчас нет времени, чтобы сесть рядом и поговорить, отложите беседу. Объясните ребенку, почему вы так делаете: «Это слишком серьезный вопрос. Давай отложим разговор на пятнадцать минут (или, к примеру, до вечера). Я закончу дела и с удовольствием с тобой поговорю!»
Беседуйте с глазу на глаз! Раз ребенок пришел к вам, значит, его волнует именно ваше мнение, именно вам он доверяет. Сохраняйте конфиденциальность, не созывайте всю семью, не пересказывайте детские вопросы подругам в телефонных разговорах.
Внимательно выслушайте вопрос. Возможно, ребенок спрашивает совсем не о том, о чем вам показалось. Классический курьез: ребенок прибегает со двора с приятелем и с порога кричит: «Мама, мама! Скажи скорее, откуда я взялся!» Просвещенная мама начинает рассказывать о тайнах деторождения, но ребенок разочарованно перебивает ее: «Да нет, я не про это! Ты скажи, откуда мы сюда переехали!»
Никогда не лгите. Конечно, проще всего, не утруждая себя серьезными разговорами, сказать доверчивому малышу, что его купили в магазине, а бабушка не умерла, а уехала жить в другой город. Но со временем правда все равно выяснится, и счастье еще, если ребенок после этого просто перестанет вам доверять.
Отвечайте четко на поставленный вопрос. Не стоит вдаваться в излишние подробности, которые возможно, малыша пока еще совсем не интересуют и могут только запутать его. Если ваш ответ не покажется ему исчерпывающим, он просто задаст вам новый вопрос.
Говорите на понятном языке. Обилие научных терминов, сложные абстрактные понятия только запутают малыша. Постарайтесь говорить простыми фразами, апеллируйте, где возможно к личному опыту ребенка, найдите яркие, доступные его пониманию сравнения и образы.
Выслушайте точку зрения ребенка. Спросите его, что он сам думает по этому поводу. Во-первых, таким образом вы сможете уточнить, что именно его интересует, а во-вторых покажете, что вам небезразлична его точка зрения, что вы с уважением относитесь к его мнению.
Откуда я взялся?
Едва осознав себя как личность, малыш задается вопросом: откуда я взялся? Как ни странно, и в наш просвещенный век находится немало желающих преподнести ребенку любую, самую абсурдную гипотезу появления младенцев – от покупки в супермаркете до рождения из пупка – лишь бы не говорить правду.
Но правду ребенок, естественно, разно или поздно узнает все равно – от приятелей по детскому саду и школе, с телеэкрана, из Интернета. Причем описана эта правда будет отнюдь не научными терминами и к тому же сдобрена изрядной долей дворовых мифов и суеверий. Но плохо даже не это. В конце концов, все мы в той или иной форме прошли подобную дворовую инициацию. Намного хуже другое.
Малыш понимает, что родители скрывали от него правду о деторождении, значит, они стыдятся ее, значит все, что связано с появление ребенка на свет вообще, и с «нижним этажом» человеческого тела в частности, плохо и постыдно. И, в конечном итоге, плохи и его родители, занимавшиеся столь гнусным делом, плох и он сам, появившийся на свет столь постыдным образом. Неприятие собственной сексуальности в дальнейшем может привести к тяжелейшим расстройствам и фобиям.
На первый раз вашего почемучку, скорее всего вполне устроит ответ, что ребенок появляется на свет из маминого животика. Если вы беременны, у вас есть прекрасный шанс поближе познакомить малыша с тем, что происходит у вас внутри. Приложите его ручку к животу, чтобы он ощутил, как толкается маленький братик или сестричка. Можно даже взять его с собой на УЗИ. Но не стоит сравнивать свой животик с карманом кенгуру. Иначе в один прекрасный день маленький ревнивец предложит отправить поднадоевшего нового члена семьи назад.
Иногда сразу же, иногда спустя некоторое время малыш задается новым вопросом: как, собственно, дети выбираются из животика? Если ребенок появился на свет в результате кесарева сечения, можно сказать ему об этом и даже показать шов у мамы на животе. Но все же, даже в этом случае лучше рассказать, что это не совсем обычно и чаще всего дети появляются на свет через специальную дырочку. Не сбивайте малыша с толку и сразу уточните, что эта дырочка особая, никак не связанная с походом в туалет. Посмотреть ее нельзя, потому что она открывается, только когда должен появиться ребеночек.
После небольшого тайм-аута, который вряд ли затянется больше, чем на полгода, последует новый вопрос: а как дети в животик попадают. Если на первый вопрос еще можно было ответить уклончиво, то на второй не удастся.
Не стоит полагаться на аналогии с бабочками и цветочками, особенно если ваши собственные представления о предмете ограничиваются школьным курсом биологии.
Придется говорить начистоту. Как правило, вполне хватает объяснения, что для того, чтобы получился ребеночек, должны соединиться две крошечные клеточки, папина и мамина. Технические подробности вам поможет прояснить иллюстрированная детская сексуальная энциклопедия. Однако избегайте излишнего наукообразия. Это только запутает малыша и, чтобы хоть как-то разобраться в интересующем его вопросе, он вынужден будет выстроить собственную, подчас абсолютно мифическую версию деторождения.
Вот невыдуманный пример. Мама подробно рассказывает трехлетней Катюше о сперматозоидах, яйцеклетках, зачатии, сопровождая рассказ красочными иллюстрациями. Девочка внимательно слушает. «Ты все поняла?» - спрашивает мама. «Да, - отвечает малышка, - все кроме одного: как младенчик перебирается в животик из головы». «Но почему из головы?» «Ну, как же. Мама думает: хорошо бы мне родить ребеночка. И у нее в голове появляется крошечный зародыш. Вот он, на картинке!»
Самое главное, чтобы у малыша оставалось чувство, что вы исчерпывающе ответили на все его вопросы. Если после каждой беседы вопросы на время исчезают – значит, вы хорошо справляетесь с задачей. Если малыш продолжает в разных ракурсах муссировать тему, значит – вы его недооценили: он уже переварил предложенную его уму пищу и снова жаждет знаний.
Но, увлекшись вопросами естествознания, не забудьте объяснить малышу самое главное: дети рождаются тогда, когда двое, мужчина и женщина полюбят друг друга.
С уважением
Александрова Ирина