Фотоаппараты
Необходимый инвентарь: карточки от лото или любые другие картинки.
¦ . В течение 5 секунд показывайте ребенку карточку, затем уберите ее. Попросите его сказать, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется, задайте ему наводящие вопросы: сколько, какого цвета и т. д.
Найди отличия
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями какого-нибудь сюжета.
В течение 2-3 минут (в зависимости от сложности изображения) показывайте ребенку карточку, затем предло-
жите ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.
Сорока-белобока
Необходимый инвентарь: 5-6 небольших предметов (игрушек).
Разложите на столе предметы. Попросите ребенка внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем отвернуться. Уберите или замените один или несколько предметов на другие..
Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.
Сыщики
Предложите детям поИгра ть в сыщиков. Выберите одного ребенка, который будет Игра ть роль разбойника, остальные — сыщики. Расскажите вместе с ними какую-нибудь историю, из которой следует, что разбойник теперь должен скрываться от сыщиков и для этого ему нужно замаскироваться.
«Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возращении в комнату «сыщики» должны найти измеОпиши предмет
В эту игру можно Игра ть где угодно — дома, на прогулке, в автомобиле.
Вместе с детьми выберите знакомый предмет (человека, машину, продукт питания и т. д.). и попросите их вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета.
Предложите по очереди называть по одному признаку. ПроИгра вшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь о предмете, когда настанет его очередь.
нения в его внешности.
Кукловод
Игра на разбитие двигательной памяти
Завяжите ребенку глаза и водите его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: три шага вперед, остановка, поворот направо, два шага назад, поворот налево и т. д.
Затем развяжите «кукле» глаза и попросите самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти ее от начала до конца, вспоминая свои движения.
Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть и т. д.
Повтори орнамент
Необходимый инвентарь: 12 бусинок, 12 пуговиц, 12 счетных палочек.
Разделите инвентарь поровну между собой и ребенком.
Выложите из шести бусинок произвольную композицию, затем на одну - две секунды покажите ее ребенку.
Малыш из своих бусинок должен выложить точно такую
же фигуру по памяти.
Затем можно поменяться ролями.
При успешном выполнении задания для составления следующих композиций к бусинам можно добавить счетные палочки и пуговицы.
Подарки
Необходимый инвентарь: разные предметы, игрушки, сладости.
ПоИграйте с ребенком в «Новый год». Для этого вспомните всех своих родственников и начните готовить им подарки:
папе — книгу;
бабушке — спицы;
дедушке — тапочки;
сестренке —куклу и т. д.
Отправьте ребенка собирать выбранные подарки по квартире. Затем проверьте, правильно ли он собрал подарки. Попросите его проговорить, что кому он собирается «подарить».
Пуговицы
Необходимый инвентарь: два одинаковых набора, состоящих из 10 разных пуговиц, два игровых поля — квадрата, каждый из которых разделен на десять крупных клеток.
Взрослый выставляет на своем поле три пуговицы, ребенок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит.
После этого взрослый закрывает листком бумаги свое игровое поле, а ребенок должен на своем поле повторить расположение пуговиц.
Чем больше пуговиц и клеток используется, тем сложнее Игра .
Что слышу, то рисую
Упражнение на развитие способности
к Воссозданию мысленных образов
(Визуализации понятии)
Попросите ребенка нарисовать кошку (дом, трамвай, капризного ребенка, лес, подарок и т. д.). Малыш должен зарисовать возникший перед ним зрительный образ.
Можно усложнить задание, попросив нарисовать радость (страх, смелость, огорчение, обиду, злость и т. д.). Перед выполнением этого задания желательно прочитать вместе с ребенком какую-нибудь книгу или обсудить ситуацию, в которой задействованы эти эмоции
Запомнил ~~ нарисовал
Игра учит осознанному Восприятию,
концентрации Внимания
на запоминаемом объекте
Необходимый инвентарь: листок бумаги, карандаши,
картонка с изображениями.
Наклейте на картонку шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарик, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок и т. д.
В течение одной минуты показывайте ребенку верхний ряд картинок.
Попросите его зарисовать то, что он увидел и запомнил.
Затем так же покажите нижний ряд картинок и снова попросите ребенка зарисовать все то, что он запомнил.
Откройте все картинки одновременно и сравните, насколько рисунки ребенка соответствуют образцу.
Какая она?
Главная задача этой игры: вместе с детьми поразмышлять о словах.
Назовите какой-нибудь предмет и попросите ребенка представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросите описать все то, что он представил. Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри и т. д.
Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.
Запомни картинку
Игра помогает научить ребенка упорядочивать запоминаемую информацию
Необходимый инвентарь: картинки, например от детского лото.
Покажите ребенку 3-4 картинки, попросите его запомнить их.
Затем положите их вместе с другими картинками и перемешайте. Попросите ребенка найти картинки, которые он запомнил.
Эту же игру можно применить для узнавания букв и цифр, применив специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.
Поход в продуктовый магазин
Вместе с ребенком отправьтесь в продуктовый магазин.
Предварительно обсудите с ним, что именно вам нужно купить.
В магазине старайтесь комментировать свои действия, спрашивайте мнение малыша относительно той или иной покупки.
Придя домой, подведите итоги: «Что мы купили, помнишь?», «Все ли мы купили, нечего не забыли?».
Пусть ребенок поможет вам выложить покупки из сумки и разложить их по полкам или шкафам. При этом говорите с ним о том, что вы вместе делаете: «Куда мы положим рис? В банку на полку. А картошку? В ящик под окном. А хлеб?».
Через некоторое время, как будто забыв, что где лежит, поинтересуйтесь у малыша: «Ты не помнишь, куда мы положили рис? А картошку? А хлеб?».
Слова и картинки
Игра на двойную стимуляцию памяти
Необходимый инвентарь: карточки с картинками (от детского лото или специально изготовленные).
Разложите перед ребенком около 20 карточек с изображением отдельных предметов (например, рубашка, лошадь, флажок, кошка, автомобиль, и т. д.)..
Скажите: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону».
Произнесите первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, назовите второе слово и т. д.
Когда таким образом ребенок отложит 4-5 картинок, попросите его восстановить по памяти слова, которые вы ему называли. Для этого он берет отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов: утюг, сено, парад, молоко, руль.
Ассоциации
Игра поможет детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию
Ассоциация — психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появле-
ние других. Например, слово «зима» вызывает представление о снеге, санках, Новом годе, елке, снежках и т. д. Назовите емкое по ассоциативному ряду слово и попросите ребенка подобрать к нему подходящие слова.
Паровозик
Игра на развитие ассоциативного мышления
Назовите ребенку слово и вместе с ним подберите ассоциации, которые оно вызывает. Например: корова — молоко, сено, пастбище, теленок, бабушка и т. д.
Затем попросите ребенка самостоятельно найти ассоциации к какому-нибудь слову.
Игра йте в эту игру как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления.
Конкретизация абстрактного
Игра развивает логический вид запоминания
Подберите слова, вызывающие зрительные образы, которые конкретизируют абстрактные понятия. Например: радость — улыбка, любовь — цветы или сердце, неряшливость — грязный ребенок, жестокость — рогатка и т. д.
Нелогичные ассоциации
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями
предметов.
Назовите ребенку несколько слов, логически не связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображениями этих предметов.
. Попробуйте вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найдите подходящую картинку.
Постарайтесь дать простор воображению ребенка, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.
Используйте это упражнение как можно чаще, чтобы выработать у ребенка устойчивый навык ассоциативного мышления.
Запоминание стихов
Для начала выбирайте самые простые стихотворения. Лучше, если они будут взяты из книг с яркими и запоминающимися иллюстрациями.
Внимательно прочитайте вслух первую строчку стихотворения. Попросите ребенка закрыть глаза и представить себе то, что он услышал. Если вы подкрепляете текст стихотворения иллюстративным материалом, попросите ребенка воспроизвести картинку в воображении. Прочитайте ребенку следующую строчку стихотворения и снова попросите его мысленно нарисовать картинку.
Продолжайте то же самое со всеми строчками.
В результате у ребенка должна сформироваться ясная картина образов, содержащихся в стихотворении.
Старайтесь обсуждать с ребенком стихотворение во время заучивания; попросите его поделиться впечатлениями от самого